Практическая работа 10 класс

Практическая работа № 3
Тема: Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ

Цель работы: Повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ
Таблица 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 
Вещество, функциональная группа
Реактив
Видео-опыт или УХР
Характерные признаки
Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи
Раствор KMnO4
(розовый)

Обесцвечивание раствора
Раствор Br2
(жёлтый)
Обесцвечивание раствора
Ацетилен
Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса
[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2ONH3 раствор)
Образование осадка жёлтого цвета (взрывоопасен)
Бензол
Нитрующая смесь
HNO3 + H2SO4
Образование тяжёлой жидкости светло-жёлтого цвета с запахом горького миндаля
Толуол
Раствор KMnO4
(розовый)
 Описание: https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516490/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no50-prakticeskaa-rabota-no-5-resenie-eksperimentalnyh-zadac-na-polucenie-i-raspoznavanie-organiceskih-vesestv/u734_1.gif?height=32&width=200
Обесцвечивание раствора
Фенол (карболовая кислота)
Раствор FeCl3
(светло-жёлтый)

Окрашивание раствора в фиолетовый цвет
Анилин
Раствор хлорной извести CaOCl2
(бесцветный)

Окрашивание раствора в фиолетовый цвет
Этанол
Насыщенный раствор I2+ раствор NaOH

Образование мелкокристаллического осадка CH3I светло-жёлтого цвета со специфическим запахом
CuO (пркалённая медная проволока)

Выделение металлической меди красного цвета, специфический запах ацетальдегида
Гидрокогруппа (спирты, фенол, гидроксикислоты)
Металлический Na

Выделение пузырьков газа (H2↑), образование бесцветной студенистой массы
Эфиры (простые и сложные)
H2O (гидролиз) в присутствии NaOH при нагревании
CH3COOC2H5+H2O↔
Специфический запах
Многоатомные спирты, глюкоза
Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде
Ярко-синее окрашивание раствора
Карбонильная группа –CH=O
(альдегиды, глюкоза)
Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса
[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2ONH3 раствор)

Образование блестящего налёта Ag↓  («серебряного зеркала») на стенках сосуда
Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде

Образование красного осадка Cu2O↓
Карбоновые кислоты
Лакмус
Диссоциация
Окрашивание раствора в розовый цвет
спирт + H2SO4 (конц.)
Специфический запах образующегося сложного эфира
Муравьиная кислота
Лакмус
Диссоциация
Окрашивание раствора в розовый цвет
Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса
[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2ONH3 раствор)
H-COOH + 2[Ag(NH3)2]OH →

Образование блестящего налёта Ag↓  («серебряного зеркала») на стенках сосуда
Олеиновая кислота
Раствор Br2
(жёлтый)
или
Раствор KMnO4
(розовый)



Обесцвечивание растворов
Ацетаты (соли уксусной кислоты)
H2O (гидролиз) + фенолфталеин
Окрашивание раствора в розовый цвет
Раствор FeCl3
3CH3COONa+FeCl3→(CH3COO)3Fe+3NaCl
Окрашивание раствора в красно-бурый цвет
Стеарат натрия (мыло)
H2SO4 (конц.)
Образование белого осадка жирной кислоты
Насыщенный раствор соли кальция
Образование серого осадка нерастворимой соли
H2O (гидролиз) + фенолфталеин
C17H35COONa+H2O↔
Окрашивание раствора в розовый цвет
 Задание №1. Оформите таблицу №1 письменно в тетради. В столбик «Видео-опыт или УХР»  запишите уравнения соответствующих химических реакций, назовите все вещества, укажите условия проведения реакций.
Задание №2.  Выполните интерактивное задание «Идентификация органических соединений». Оформите отчёт в виде таблицы:
Реактив Cu(OH)2
Температурный режим
Признаки реакции
УХР
Вывод – какое вещество находится в пробирке?
Номер пробирки
№1
Нагревание



Комнатная температура
№2
Нагревание



Комнатная температура
№3
Нагревание



Комнатная температура
Задание №3. Мысленный эксперимент
В трёх пронумерованных пробирках №1,2,3 находятся вещества – этанол, глицерин и уксусная кислота. Предложите план распознавания веществ. Оформите отчёт в виде таблицы подобной заданию №2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий